Скоро в школу

Видеоконультация "Готовность ребенка к школе. Что это такое?"

Консультация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Психологической готовностью к школьному обу­чению понимается уровень психического развития ребенка, необходи­мый и достаточный для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников.                      

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Слагаемые личностной готовности к школьному обучению

1. Отношение к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к «серьезным» занятиям. На появление такого желания влияет отношение к школе близких людей.  Таким образом,  учение должно восприниматься как важная, ответственная деятельность. Отношение к этому взрослых и других детей способствует формированию внутренней позиции школьника. Первоначально ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни - новый портфель, школьная форма, новая обстановка. Позднее появляется желание учиться, узнавать что-то новое.                             

Внутренняя позиция школь­ника, как новообразование,  может выступать критерием готовности к школьному обу­чению.

2. Отношение к учителюПо отношению к учителю - взрослый становиться непререкаемым авторитетом. То есть его требования выполняются, а на замечания не обижаются, стараются исправить ошибку. Дети, готовые к школьному обучению, подчиняются правилам, и адекватно ведут себя на занятиях. В учителе воплощены требования общества. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри.                                   

Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.                                                                                                       Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.                                                              

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:                      

- во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;                         

- во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

3. Формируются специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность - это коллективная деятельность. Учащиеся должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия: выслушивать ответы других учеников, не обижаться на замечания учителя и др. Эгоцентризм ребенка исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого че­ловека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам.                                  

Это новое осознание приходит главным образом благодаря соци­альному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры.

4. Определенное отношение к себе. Это предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок говорит, что он «хороший», его поделка «лучше всех», то нельзя говорить о его личностной готовности к школьному обучению.

2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:

-дифференцированное восприятие;                                                                                      

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);                                         

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);                  

- логическое запоминание;                                                                                       

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;    - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;                                                                                                    

- развитие тонких движений руки и зрительно - двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.                                                  

Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально - волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Важная сторона психологической готовности – достаточный уровень волевого развития ребенка. Особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками традиционно относящимся к школьным. Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания школы как источника знаний, но и эмоционального отношения к ней. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

 

Литература:

1. Авраменко, Н. К.  Подготовка ребенка к школе / Н.К.Авраменко. -  М., 1972. – 48 с.

2. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики   / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. -  М., 1980. –  250 с.

свернуть