Страничка учителя-дефектолога

Рекомендации по развитию монологической речи ребенка

Организуя дома свободное время ребенка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендация постоянно общаться с ребенком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет ребенку активно пополнять словарный запас. Обращайте внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

Помогайте ребенку описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познания ребенка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначные слова. Это очень интересно для детей, как одно и то же слово обозначает разные предметы.

Очень полезно рассказывать сказки «с продолжением». Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается возможность развития сюжета. Посоревнуйтесь, чья история окажется интересней.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должны быть четким, ясным и выразительным.

Обогащайте словарный запас ребенка так же через потешки, колыбельные, они легче запоминаются.

Вместо того, чтобы смотреть мультфильмы, выключите звук и пусть ребенок выскажет свою версию того, о чем говорят герой. Придумайте вместе с ребенком свой мультфильм.

При разучивания стихов и песенок ребенок не должен создавать видимость, что он «как бы поет», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие - то слоги. Надо помочь ему правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому пойте, проговаривайте слова вмести с ним.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: краска- маска, трава – сова и т. д.

Чаще применяйте в речи пословицы – поговорки и распространенные выражения. Старайтесь, чтобы ребенок тоже использовал их в речи.

Чаще предлагайте ребенку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, например: «тысяча одежек» – это капустные листы. Учите ребенка придумывать и загадывать загадки.

 

Учите ребенка понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на свою речь: она должно быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком очень громко и очень тихо, так же избегайте быстрого темпа речи. Не используйте «детские» словечки, подлаживаясь под малыша (обувь, а не топ – топ, горяч, а не фа, больно, а не бо- бо) давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребенком новые для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясняя ему их значение. Таким образом, ребенок сможет обогатить свой словарный запас и понять то, что вы хотите до него донести.

Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует ребёнка. Сознание выполненного дела доставляет ему большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»

 

Примеры игр и игровых упражнений

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то …»

«Если бы я стал невидимым …»

«Если весна не наступит никогда …»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель : развитие у детей воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Игра «Что могут делать…?»

Цель: обогащать речь ребенка глаголами, содействовать развитию связной речи.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Игра «Перепутались слова»

Для этой игры так же возможно использование персонажа. Родитель составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

 Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку. Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя

 Игра  «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).

Игра  «Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки  животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). Назови животных и их детенышей. Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

  Игра «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

—Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)

 

свернуть

Азбука дыхания

  Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.

        У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Вместе с основной функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

        Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

        Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, т.к. грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной функции, как речевое дыхание.

         Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнение « Футбол» - положить язык на нижнюю губу так, чтобы на языке был желобок – через него будет выходить воздух, вытянуть губы трубочкой.

Упражнение «Аэробол» - вдувать воздух в тубочку так, чтобы на другом конце шарик стал парить.

Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Упражнение «Узнай, что это». Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Упражнение «Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.

Упражнение «Цветик – семицветик» - отрывать и дуть на лепесток, загадав желание.
          Упражнение «Берлога» - раздуть снег из пенопласта.

Упражнение «Лодочки» - дуть на лодочки, которые  плавают в воде.

Упражнение «Ракушки» - приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно  сдуть их в воду и украсить ими морское дно.

Упражнение «Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.

Упражнение «Пушинка» - дуть на кусочек ватки.

Упражнение «Матрешка» - дуть на матрешку, которая висит на нитке.

 

         Перед  проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо протереть пыль и его проветрить. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

свернуть

Рекомендации по развитию монологической речи ребенка

Рекомендации по развитию монологической речи ребенка

 

Организуя дома свободное время ребенка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендация постоянно общаться с ребенком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет ребенку активно пополнять словарный запас. Обращайте внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.

Помогайте ребенку описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познания ребенка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначные слова. Это очень интересно для детей, как одно и то же слово обозначает разные предметы.

Очень полезно рассказывать сказки «с продолжением». Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается возможность развития сюжета. Посоревнуйтесь, чья история окажется интересней.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должны быть четким, ясным и выразительным.

Обогащайте словарный запас ребенка так же через потешки, колыбельные, они легче запоминаются.

Вместо того, чтобы смотреть мультфильмы, выключите звук и пусть ребенок выскажет свою версию того, о чем говорят герой. Придумайте вместе с ребенком свой мультфильм.

При разучивания стихов и песенок ребенок не должен создавать видимость, что он «как бы поет», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие - то слоги. Надо помочь ему правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому пойте, проговаривайте слова вмести с ним.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: краска- маска, трава – сова и т. д.

Чаще применяйте в речи пословицы – поговорки и распространенные выражения. Старайтесь, чтобы ребенок тоже использовал их в речи.

Чаще предлагайте ребенку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, например: «тысяча одежек» – это капустные листы. Учите ребенка придумывать и загадывать загадки.

 

Учите ребенка понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на свою речь: она должно быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком очень громко и очень тихо, так же избегайте быстрого темпа речи. Не используйте «детские» словечки, подлаживаясь под малыша (обувь, а не топ – топ, горяч, а не фа, больно, а не бо- бо) давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребенком новые для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясняя ему их значение. Таким образом, ребенок сможет обогатить свой словарный запас и понять то, что вы хотите до него донести.

Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует ребёнка. Сознание выполненного дела доставляет ему большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»

 

Примеры игр и игровых упражнений

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то …»

«Если бы я стал невидимым …»

«Если весна не наступит никогда …»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель : развитие у детей воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Игра «Что могут делать…?»

Цель: обогащать речь ребенка глаголами, содействовать развитию связной речи.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Игра «Перепутались слова»

Для этой игры так же возможно использование персонажа. Родитель составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

 Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку. Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя

 Игра  «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).

Игра  «Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки  животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). Назови животных и их детенышей. Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

  Игра «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

—Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)

свернуть