Страничка музыкального руководителя

Как воспитать маленького артиста

  Нередко мы видим картину, когда ребенок зовет маму или папу «играть в концерт». Он берет в руки предмет, «микрофон» и поет песню. Уже в раннем возрасте в ребенке зарождаются задатки будущего артиста. Дети с удовольствием выступают на публике, радуются вниманию к себе. Очень важно поддержать и понять ребенка в этот момент. Не игнорируйте просьбу малыша увидеть его выступление, а наоборот, примите участие в нем!

  Устраивайте семейные концерты со стихами, танцами, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Обращайте внимание на то, какая музыкальная деятельность больше по душе Вашему ребенку.

  Иногда, на праздниках, дети стесняются большого количества людей, теряются. Приглашайте на «домашний концерт» больше зрителей, поощряйте маленького артиста аплодисментами. Не ругайте малыша, даже если что-то не так, хвалите и развивайте в нем талант, ведь главный его зритель это Вы, родители! Говорите ему, что он молодец! Что у него все получится, и он многое умеет! Что окружающие его люди - это близкие и родные, которым приятно видеть малыша на сцене. А вы всегда будете рядом и поможете в трудную минуту! Не заставляйте ребенка выступать без его желания. Помните, что он личность со своим характером и желаниями.

  Необходимо увидеть ребенка в разной деятельности – как он поет, как слышит и чувствует ритм, настроение музыки. Обращайте внимание на то, как малыш двигается под музыку, как читает стихии и исполняет роли. Беседуйте с педагогами, которые работают с Вашим ребенком, ведь так важно не упустить главный момент, который поможет ребенку стать артистом.

  Чаще водите ребенка на концерты, в театр, цирк.

  Бездарных детей не бывает! Все они рождаются с определенными задатками – нужно только вовремя их заметить!

 

свернуть

Восприятие музыки развивает внимание воспитанников

Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.  Слух имеет важное значение для развития воспитанников, а  его развитие  в огромной степени зависит от музыкального воспитания. Умение сосредоточиться на звуке -слуховое внимание  – важная способность воспитанников дошкольных учреждений, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

 

Восприятие музыки развивает внимание воспитанников

 

Развитие слухового внимания воспитанников

посредством восприятия  музыки

Лабудева Светлана Викторовна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории ГУО «Ясли- сад№ 11 г . Молодечно». Педагогический стаж - 24 года.

 

 

                С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

                 Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков.

 

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребен­ка», - писал выдающийся педагог В. Сухомлинский.

 Она имеет интонационную природу. Именно интонация делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековой речевой опыт. Установлено, что чувствительность к различению высоты звуков особенно быстро развивается при систематических занятиях музыкой.

 

Для развития слухового внимания  воспитанников посредством восприятия музыки, ведётся  системная и постоянная работа  на занятиях по музыкальному развитию всех возрастных групп. Создаются  все необходимые  условия для успешной работы в  данном виде музыкального воспитания. Осуществляется постоянный поиск различных средств, форм, методов и способов повышения интереса к такому виду музыкальной деятельности, как слушание музыки.

Одной из главных задач учебной программы дошкольного образования является формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развитие умственных способностей и речи ребенка.

                  Основными задачами в работе над слуховым вниманием считаю:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; интонационный слух (в процессе слушания музыки); музыкальную память, музыкальное мышление.

- формировать слуховую сосредоточенность при восприятии музыки и пения взрослого.

- формировать умения воспринимать музыку; умения сосредоточиваться при восприятии вокальной и инструментальной музыки;  умение  заинтересованно слушать музыкальные произведения различных жанров, понимание значения отдельных средств музыкальной выразительности в музыкальном образе; умение различать свойства музыкальных звуков (высоко, низко и др.), отдельных средств музыкальной выразительности; контрастное настроение музыки (веселое, грустное); тембры музыкальных инструментов (скрипки, флейты, фортепиано, металлофона, треугольника, румбы, бубна); характер музыки (напевный, бодрый, ласковый, решительный, спокойный); жанры музыки (песня, танец, марш).

- воспитывать  чувство сопереживания и сочувствия музыкальным образам, эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; понимание эмоций и чувств, заложенных в музыкальных произведениях.

                  Как любой вид внимания развитое слуховое внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком знаний и умений.

 

Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков.

 

                  Всем известно, что дети любят играть, поэтому разработала цикл музыкально- дидактических игр по слушанию музыки для всех возрастных групп

1 младшая группа.

                  Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. «Кто поёт?», «На чём приехал гость?», «Что звенит?»

                  Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Слуховое внимание воспитанников составляет не более 1.0- 1,5 минут.

                    Музыкальные развлечения с использованием музыкально – дидактических игр:  «Тихие и громкие звоночки», «Быстро- медленно».

 

Слушание в игровой форме» На чём приехал гость?»

 

На маленькой ширме появляется Петрука или мишка, здоровается с детьми. Гость задаёт вопрос: «На чём я приехал?» Звучит музыка, дети  отвечают.

В игре могут звучать пьесы: «Лошадка» (муз. Е. Тиличеевой), «Лошадка» (муз. Н. Потоловского); «Верхом на лошадке» (муз. А. Гречанинова); «Поезд» (муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан), «Автомобиль» М. Раухвергера.

 

 

2 младшая группа. Развитие слухового внимания тесто связано с запоминанием и фонематическим слухом. Умение концентрироваться на информации, которую ребенок получает через аудиальный (слуховой) канал важный элемент в развитии дошкольника. Воспитанники 3- 4 лет уже сознательно воспринимают  слушание музыки, слуховое внимание может удерживаться до 5 минут.

На занятиях  использую  интерактивные музыкальные игры:

«Музыкальный дом. Струнные музыкальные инструменты»

«Музыкальный дом. Ударные музыкальные инструменты»

Интерактивные музыкально- дидактические игры: «Весело- грустно», «Быстро- медленно», «Ласковый ветерок и грустное облако», «Нежная кошка и  грустный  котёнок», «Спокойные листья и сердитый дождик», «Музыкальные игрушки»

 

Средняя группа.  Воспитанники среднего возраста 4- 5 лет сосредотачивают внимание до 7  минут. Слушают заинтересованно с начала до конца контрастные вокальные и инструментальные произведения народной, классической, современной музыки, эмоционально откликаются на настроение музыкальных образов, сопереживают им, высказывают свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, о наиболее ярких средствах музыкальной выразительности. Для этого возраста характер­ны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Час­то после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном - новом платье, игрушке, о празднике. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой( чувства) носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюда­тельности.

Музыкальное развлечения  по слушанию музыки  на развитие слухового внимания «Путешествуем вместе с музыкой К. Сен- Санса по циклу «Карнавал животных». Воспитанники имеют возможность не только слушать музыку, но и творчески подходить к этому виду деятельности, а именно рисовать самостоятельно иллюстрации  к музыкальным пьесам.

 

 

Зрительная наглядность здесь имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления воспитанников  от прослушанной  музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке.

 

 

 

Старшая группа.  У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкаль­ного восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети отличаются любознательностью, начинают более осознан­но интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построе­ния музыкального произведения.Воспитанники внимательно, заинтересованно слушают 2–3-частные контрастные вокальные и инструментальные произведения народной, классической, современной музыки, разные по характеру произведения одного жанра; знают названия музыкальных произведений и их авторов, музыкальных инструментов симфонического и белорусского народного оркестра, музыкальных терминов; высказываются об образе музыкального произведения, включают в его характеристику особенности мелодии, регистра, ритма, темпа, динамики и др. Сконцентрированное внимание воспитанников может достигать до 10 минут. Музыкально- дидактические и интерактивные музыкальные игры проводятся на каждом музыкальном занятии.

Музыкально- дидактическая игра «Музыка настроений»

Цель:  Развитие умения определять настроение музыкального произведения. (веселая, жизнерадостная; капризная, обиженная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная; тревожная, беспокойная).

Задачи: -развивать слуховое внимание, музыкальную память.

-формировать музыкальный вкус.

-воспитывать желание  познавать различные жанры музыкального искусства, его эмоциональное содержание.

Материал для игры: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная, печальная, тоскливая; грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих настроение музыки.

Музыкальный материал для старшей группы:

 «Праздничный детский марш с барабаном» муз. Е. Теличеевой

«Радзіма, мая дарагая» муз. У. Алоўнікава, сл. А. Бачылы

 «Вальс» з к/ф «Метель» муз. Г. Свиридова

«Калыханка» муз. В. Раинчика, сл. Г. Буравкина

«Саўка ды Грышка» бел.нар.мел.

Адажио из б. «Маленький принц»  муз.Е. Глебова

«Новая кукла» из ц. «Детский  альбом» комп. П. И. Чайковского

«Аве Мария» Шуберта

«Баба Яга» из ц. «Детский альбом» П. И. Чайковского

«Избушка на курьих ножках» из ц. « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Правила игры:

1 этап: Педагог исполняет песню:

Вот – ромашковый букет

У меня - милее нет.

Как нежны мои милашки

Желтоглазые ромашки.

2 этап: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.

 

 

    Создана картотека по слушанию музыки   по  учебной программе дошкольного образования 2019 года.

Созданы иллюстративные материалы «Музыкальные инструменты», «Белорусские композиторы», «Белорусские композиторы детям», «Беларусские народные танцы», «Композиторы- классики детям», «Песни из любимых  мультфильмов», «Характер музыки»,  К.Сен- Санс «Карнавал животных», А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», «Детская музыка А. Т. Гречанинова», «Музыка Э. Гриа», «Петя и волк» (симфоническая сказка муз. С. Прокофьева).

На основании опыта могу утверждать, что успех в развитии слухового внимания посредством восприятия музыки во многом зависит от правильно подобранного и систематизированного музыкального материала, использования наглядных средств обучения.

На музыкальных занятиях активно использую музыкально- дидактические и интерактивные музыкальные игры, тем самым поддерживаю постоянный высокий интерес к восприятию музыки у воспитанников.

При организации  музыкальных занятий с использованием мультимедийной техники строго соблюдаются «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»

Литература:

1 Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. - СПб, КАРО, 2008.-196с.

2.Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. - СПб., 2001г.

3.Учебная программа дошкольного образования, Минск ,2019 г.

свернуть

Развитие музыкального слуха у ребенка

  Музыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития малышей. Ведь все дети любят танцевать, петь и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуемную энергию в мирное русло.
  При этом в рамках музыкального развития родителей часто интересует вопрос развития музыкального слуха детей. Как проверить есть ли этот слух, как его развивать и что нужно делать, чтобы музыкальный слух у ребенка не ухудшился? 
  Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех. Другой вопрос, насколько он развит. При этом абсолютный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. 
  Самый лучший период для развития слуха является возраст от 1.5 до 3 лет. В это время ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача родителей, привить любовь к музыкальным занятиям и играм.
  Какие же виды музыкальной деятельности способствуют развитию слуха?
-Прослушивание музыкальных произведений;
-Игра на музыкальных инструментах;
-Танец под музыку;
-Пение;
-Сочинение собственных мелодий.
    Виды музыкальных произведений для прослушивания:
  Конечно же, классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась вам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, веселье, что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать.)).
  Попробуйте с ребенком изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Дети хорошо улавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осеню или скачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения также, будут хороши для развития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеет выраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его в ладоши или простучите барабанными палочками.
  Включите в ваш список прослушивание звуков природы, детские песенки, легкий джаз.
  Игры с инструментами для развития музыкального слуха:
«Шумовые коробочки»
  Делаются они очень просто, путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.
«Ищем зверушек» 
  Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких).
«Тихо – громко»
  Подвижная игра, для которой понадобится барабан и бубен. Под тихие удары ребенок ходит, под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра так же развивает внимание и физическую сферу.
Поем песни:
  Все начинается м потешек и попевок, русских народных песен которыми мама или бабушка сопровождают игры, а также с колыбельных песен. Поскольку развитие ребенка строится на подражании, то чем с большим энтузиазмом поет мама, тем быстрее запоет ребенок. Если вы испытываете неловкость в процессе исполнения – пойте наедине с ребенком, вклчайте аудиозаписи детских песен. Вначале, ребенок будет допевать припевы, а позже и всю песню.
свернуть