Идеологическая работа

 

Информационный материал об основных предлагаемых изменениях Конституции Республики Беларусь

 
Конституция является Основным Законом Республики Беларусь, имеет высшую юридическую силу и закрепляет принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Это акт долговременного действия, призванный обеспечивать стабильность конституционного строя, легитимность власти, устойчивость правовой системы.

Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности

Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.

Мы, суверенная белорусская нация, впервые стали свободными на нашей земле и получили уникальную возможность строить свое будущее. И теперь настало время сделать очередной шаг – стратегический для дальнейшего развития нашей страны.

Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с рабочей группой по доработке проекта новой Конституции, состоявшейся 21 октября 2021 г., подчеркнул, что «новый проект Конституции должен разрабатываться с учетом конструктивных мнений белорусских граждан». Но невозможно высказать конструктивное мнение без осведомленности о предмете обсуждения.

В ближайшее время подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.

История Конституции Республики Беларусь

В контексте кардинальных преобразований начала 1990-х гг. Конституция БССР 1978 г. превратилась в архаичный документ и требовала кардинальной переработки.

История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. заслуживает особого внимания. В рамках специально созданной Конституционной комиссии были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст документа.

Следует отметить, что, по существу, проект Основного закона был уже готов к середине 1991 г. Однако политическая борьба между силами, преследующими свои цели, привела к тому, что работа над новой Конституцией продвигалась сложно и медленно. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?

В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

Историческое решение – принятие новой Конституции – состоялось 15 марта 1994 г. С тех пор этот день является государственным праздником.

Вступившая в силу Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, определила его перспективы.

Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционные референдумы в Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

В суверенной Беларуси механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества – конституционный референдум – был использован трижды: в 1995, 1996 и 2004 гг.

Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 г. Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции..

Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 г. элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.

Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал, но при этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос об упразднении поста Президента и превращении республики в парламентскую.

Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.

Очередные изменения в Конституцию были приняты по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт: о возможности предоставления Главе государства права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и отмены ограничений на количество сроков переизбрания на данную должность для одного и того же лица. По итогам референдума белорусский народ вновь поддержал предложение лидера.

Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 18 октября 2004 г., «итоги референдума для меня были ошеломляющими. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе. Я никогда не предавал своих граждан – белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает».

На пути к новой Конституции 2022 г.

Вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь поднимался белорусским лидером на протяжении последних пяти лет неоднократно. А.Г.Лукашенко отмечал, что белорусское общество обязательно столкнется с необходимостью принятия новой Конституции в связи с велениями времени и необходимостью на них реагировать.  

В 2018–2019 гг. Президент Республики Беларусь неоднократно возвращался к этой теме, в том числе во время встречи с руководителями и коллективами ведущих СМИ (10.04.2018), «Большого разговора» с журналистами и экспертами (01.03.2019), на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран (31.05.2019), в интервью журналистам после голосования на выборах депутатов Палаты представителей (17.11.2019), в обращении к депутатам Парламента (05.12.2019), а также в Посланиях белорусскому народу и Национальному собранию (24.04.2018 и 19.04.2019).

В соответствии с Указом Главы государства от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав. Началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны.

При этом предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов.

Важно отметить, что накануне VI Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) предложения по изменению Конституции Республики Беларусь широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 г. – феврале 2021 г. Они прошли на базе учебных заведений, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах.

Следует особо подчеркнуть: обсуждение было организовано максимально открыто и демократично. В нем могли принять участие все желающие.

Рабочая группа по доработке проекта Конституции неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом было акцентировано внимание на необходимости перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

В итоге в ходе экспертных обсуждений и дискуссий изменения затронули практически все разделы действующей КонституцииПо возникавшим спорным моментам после детального обсуждения и глубокой оценки выработаны единые подходы.

Все предложенные конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям современных реалий.

  Конституция Республики Беларусь как основа социально-ориентированной направленности государства

Приоритетность идеи социального государства – основа политики А.Г.Лукашенко на посту Президента Республики Беларусь. Незыблемость социальных гарантий является важным фактором социального мира и созидательного развития общества.

Принцип социального государства сохранится в качестве одной из важнейших основ конституционного строя нашей страны. Как отмечал Глава государства, в новой версии Конституции предполагается сохранить преемственность социальной политики Беларуси и еще более повысить и без того высокий уровень социальной защищенности граждан.

Сохранение и укрепление здоровья граждан

Забота о здоровье и долголетии людей, повышение доступности медицинской помощи для населения, формирование в обществе здорового образа жизни продолжит быть главным приоритетом национальной политики в области охраны здоровья, направленной на улучшение качества жизни населения республики.

Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право наших граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.

Ежегодно население Беларуси совершает около 100 млн. посещений к врачам всех специальностей, а служба скорой медицинской помощи осуществляет около 3 млн. выездов. Стационарное лечение в год получают свыше 2,3 млн. пациентов.

В республике проделана огромная работа по модернизации материально-технической базы: за последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.

Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам. В стране предоставлен стопроцентный доступ граждан к ним, в том числе обеспечен всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.

Также наша страна занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.

Ситуация по вакциноуправляемым инфекциям в Беларуси наиболее благоприятная среди стран СНГ. Достигается это благодаря реализации системы иммунопрофилактики согласно Национальному календарю прививок, централизованной закупке иммунобиологических лекарственных средств и системе мониторинга за их использованием. .

Достигнутые результаты в области здравоохранения свидетельствуют не только о соответствии белорусской медицины современным мировым требованиям по ключевым параметрам, но и о колоссальной заботе государства  о жизни и здоровье своих граждан.

Поддержка семьи

В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи сохранится приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. Брак, семья, материнство, отцовство и детство продолжат находиться под защитой государства.

Сегодня многое делается нашей страной в данном направлении. Так, республика обеспечивает выплату пособий при рождении детей (причем независимо от доходов и занятости родителей), предоставление бесплатных медицинских услуг (медицинское сопровождение беременности и родов, прием врачей, стационарное лечение и др.) и образования (родители оплачивают лишь питание детей в детских садах и школах), оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.

Системой государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей охвачен почти каждый четвертый ребенок в стране (пособиями на детей в возрасте до 3 лет охвачено более 98% детей данного возраста).

Ежегодно расходы на систему пособий находятся в пределах 1,6–1,8% ВВП. На их выплату в 2021 г. направлено более 2,5 млрд. рублей

свернуть

«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Информация о ходе реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Молодечненском районе

С 2006 года в Беларуси начал действовать Декрет Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Положениями Декрета № 18 обеспечено взаимодействие государственных органов, служб, граждан в обеспечении защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

Межведомственная работа позволила достичь определенных результатов (сравнение с 2007-2021):

сократилось число выявленных детей-сирот – с 72 до 14 детей;

сократилось число родителей, лишенных родительских прав – с 52 родителей в отношении 64 детей до 10 родителей в отношении 10 детей;

снизилось количество детей-сирот, направленных в интернатные учреждения,  с 26% до 0%;

стабилен показатель семейного устройства вновь выявленных         детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) – 93% (93% – за 9 месяцев 2020 года).

увеличился показатель взыскания расходов на содержание детей с 61,2% (за 9 месяцев 2007 г.) до 86% на 01.10.2021.

В районе в августе 2020 г. ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реорганизовано в общеобразовательную школу.

В районе функционирует 2 школы-интерната, в которых обучаются дети с особыми потребностями – ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат», ГУО «Молодечненская санаторная школа-интернат».

В районе развивается сеть семейного устройства детей-сирот:

приемные семьи (21 семья, 41 ребенок);

опекунские семьи (64 семьи, 76 детей);

детские дома семейного типа (далее – ДДСТ) (2 дома, 12 детей);

По результатам 9 месяцев 2021 года анализ работы по Декрету №18 отражает стабильную динамику в сравнении с аналогичным периодом 2020 года:

снижается показатель выявленных детей-сирот с 15 до 14.

за 9 месяцев 2021 года 1 родитель восстановлен в родительских правах в отношении 1 ребенка, находящегося на государственном обеспечении в ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат.

- увеличилось число обязанных лиц, совершивших прогулы более 10 дней с 39 человек (за 9 месяцев 2020 г.) до 41 человека  (за 9 месяцев 2021 г.)

показатель взыскания расходов на содержание детей в течение 2021 г. увеличился с 65,1% на 01.01.2021 до 86% на 01.10.2021.

Обеспечено информирование органов опеки и попечительства                     по фактам семейного неблагополучия. Увеличился процент подтверждения сообщений о фактах семейного неблагополучия, поступивших в управление по образованию, от субъектов профилактики с 20,8 (за 9 месяцев 2020 года) до 24,8 (за 9 месяцев 2021 года);

По состоянию на 01.10.2021 в районе состоит на учете как признанный находящимся в социально опасном положении  201 ребенок (далее  – СОП) из 118 семей.

Координационным советом Молодечненского района за 9 месяцев 2021 года было принято решение об отказе 4 учреждениям образования в признании несовершеннолетних находящимися в СОП, из них 2 семьи были направлены в территориальный центр социального обслуживания населения за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации.

В рамках республиканской профилактической акции «Семья без насилия» реализуется комплекс мероприятий по своевременному выявлению лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

В 2021 году сотрудники милиции приняли участие в 36 рейдовых мероприятиях, проведенных учреждениями образования. Посещено                  295 семей, в которых проживают 503 ребенка.

Работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям проведены смотры противопожарного состояния 11 348 домовладений (квартир) семей, воспитывающих 4 887 несовершеннолетних детей, в том числе 1568 домовладений (квартир) многодетных семей и 118 (100%) домовладений (квартир) семей, дети в которых признаны находящимися в СОП.

В ходе обследований домовладений сотрудниками ГРОЧС за 9 месяцев 2021 г. в адрес управления по образованию Молодечненского райисполкома направлено 5 информирований о фактах возможного семейного неблагополучия (подтвердилось - 0).

Основными показателями признания детей находящимися                                  в СОП на 01.10.2021 являются:

  1. установление фактов привлечения родителей к административной ответственности по статьям 1, 17.1, ч. 3 ст. 17.3, 17.4, 17.5, 17.8 (в редакции 2003 года), в том числе по статьям 10.1, 19.1, 19.3,19.4, 19.5 и 19.8КоАП (в редакции 2021 года): на 01.10.2021 - 66 детей (32,8%); на 01.10.2020 - 46 детей (30,3%);
  2. установление фактов потребления родителями наркотических средств, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия: на 01.10.2021 - 98 детей (48,8%); на 01.10.2020 - 87 детей (57,2%);
  3. не соответствие жилых помещений требованиям пожарной безопасности (печное, газовое отопление, электроприборы): на 01.10.2021 - 46 детей (22,9%); на 01.10.2020 - 30 детей (19,7%);
  4. систематическое невыполнение родителями рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечение и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его(их) жизни и (или) здоровью: на 01.10.2021 - 42 ребенка (20,9%); на 01.10.2020 – 31 ребенка (20,4%);
  5. оставление ребенка без пищи, систематическое отсутствие пищи, соответствующей возрасту: на 01.10.2021 – 0 детей (0%); на 01.10.2020 - 1 ребенок (0,7 %);
  6. в отношении родителей несовершеннолетних установлены факты привлечения к административная ответственность родителей по ст. 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в редакции 2003 года),  в том числе по части 1 статьи 10.3 КоАП (в редакции 2021) привлечение ребенка в административной либо уголовной  ответственности вследствие отсутствия контроля родителей: на 01.10.2021 - 4 детей (1,9%); на 01.10.2020 - 17 детей (11,2%);
  7. установлены факты жестокого обращения родителей с детьми: на 01.10.2021 - 4 детей (1,9%); на 01.10.2020 – 1 ребенок (0,7%);
  8. родители не контролируют поведение и местонахождение ребёнка (детей), что влечёт самовольный уход из дома, бродяжничество, совершение попытки суицида – 2 детей (0,9%).

В связи с нормализацией ситуации в семьях за III квартал 2021 г.                       снят с учета 52 несовершеннолетних, находящийся в СОП (за истекший период 2021 года – 153).

По состоянию на 01.10.2021 в районе было признано 11 детей нуждающимися в государственной защите (далее – НГЗ  из 8 семей.

В связи с нормализацией ситуации за III квартал 2021 г. снято с учета 2 несовершеннолетних, признанных НГЗ (за истекший период 2021 года – 7, или 53,8%).

Возрос показатель возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, с 68,5 % (на 01.10.2020) до 86% (на 01.10.2021). По состоянию на 01.12.2021 процент возмещения составил 88,2%.

По состоянию на 01.10.2021 в районе значатся 362 лица, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание 412 детей.

В УЗ «Молодечненская ЦРБ» на 01.10.2021 на учете состоит 210 обязанных лиц, что на 7,1% меньше, чем за 9 месяцев 2020 г. (326 обязанных лиц).

За 9 месяцев 2021 г. 147 человек прошли ВКК, из них 19 лиц имеют заболевания, препятствующее выполнению родительских обязанностей.

На 01.10.2021 на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит 135 обязанных лица, из которых трудоустроено на постоянную работу 133 (99,5% от числа состоящих на учете).

В 2021 году сотрудниками Молодечненского РОВД в управление по труду, занятости и социальной защите Молодечненского райисполкома (далее – управление по труду) доставлено 34 неработающих обязанных лиц для получения ими направления для трудоустройства, 21 лицо доставлено к нанимателю после получения направления для трудоустройства.

В 2021 году объявлено в розыск 6 обязанных лиц,  разыскано  9. На 01.10.2021 в розыске находится 3 человека (Шляшинский А.Л. в розыске СНГ с 16.03.2017, Барейко Е.Н. в розыске СНГ с 29.03.2020,  Медведская А.Н. в розыске СНГ с 04.01.2020).

Для установления места нахождения лиц, которые длительный период не являются в органы внутренних дел, органы принудительного исполнения, а также органы по труду занятости и социальной защите, сотрудниками РОВД незамедлительно выставляется «ИПК-Поиск лиц», обязанные лица, находящиеся в розыске ежемесячно проверяются по базам ЕГБДП, при установлении информации имеющей значение незамедлительно принимаются меры по задержанию и доставке. За анализируемый период, для подтверждения местожительства было направлено 22 письма в районные органы внутренних дел.

За 9 месяцев 2021 года в отношении обязанных лиц возбуждено 66 уголовных дел по статье 174 Уголовного кодекса                                   Республики Беларусь. Привлечено к уголовной ответственности 42 лица (за 9 месяцев 2020 года – 58 лиц указанной категории).

Увеличить процент возмещения расходов возможно путем повышения заработной платы за счет увеличения объема работ, трудоустройства по совместительству, перетрудоустройства обязанных лиц.

На 01.10.2021 на учете в управлении по труду состояло 103 обязанных лица, трудоустройство которых обеспечено в соответствии с судебными постановлениями о трудоустройстве. Из них работали в выходные дни 10 обязанных лиц, 21 - в сверхурочное время, 2 - работника трудоустроены по совместительству, 4 - перетрудоустроены на рабочие места с более высокой заработной платой в другие организации, 2 - переведены на более высокооплачиваемую работу внутри предприятия.

За январь – сентябрь 2021 г. перетрудоустроено в другую организацию на рабочее место с большей заработной платой 1 обязанное лицо, имеющее одного ребенка – Карулис Елена Петровна.

 

 

свернуть